среда, 5 ноября 2014 г.

Capilavastu

Я лежал на диване и перелистывал книжечку о буддизме Клайва Эррикера.
Мой старый усладитель слуха Samsung MM-T6 тихо наигрывал гамелан в исполнении Бангун Трисна, превращаясь длинными моментами то в стопроцентный мьюзак, то снова в огромный звенящий поток, уносивший все мысли и желание читать куда-то далеко-далеко. Так, в конце-концов, и произошло, мысли мои унеслись, глаза закрылись, я вздохнул и погрузился в странный и тяжелый сон.

Мне снилось, будто я бежал по зеленому и влажному лесу, опережая примерно на две сотни метров своих преследователей. Я знал, что впереди находится пропасть, справа непроходимые топи и только слева располагался чистый лес, где при всех возможных раскладах я имел дюжину шансов из ста на спасение. Ибо преследователей было много, а силы мои были на пределе.



Вот почему я свернул направо и прибавил скорость. Минуты три мне удавалось нестись по максимуму, потом земля под ногами стала колыхаться, я резко перешел на шаг и тут же провалился по колени.
Я затаил дыхание, но это плохо получилось. Оно было прерывистым и неровным и при каждом вздохе я медленно погружался в болото. Медленно и нежно я попробовал вытянуть левую ногу и в результате правое колено скрылось под слоем зелено-коричневой жижы.

Все… Попал…

Я закрыл глаза и сосредоточился.
Откуда издалека послышались звуки сиблона и сулинга. Чуть ближе, еще ближе…

Я открыл глаза и увидел, что легкой походкой, прямо по поверхности топи ко мне приближается Просветленный.
- Здравствуй, Васеттха, — сказал он голосом, больше похожим на музыку, — мне кажется, у тебя проблемы?
- Помоги мне, о Татхагата, — взмолился я, не обращая внимания на его странное обращение ко мне. – Помоги мне скорей и я всю жизнь буду служить только тебе.
- Конечно, Васеттха, конечно. Только ответь мне сначала: Имеет ли Брахма жён и богатство или нет?
- Нет, Татхагата, ответил я и провалился на два маленьких сантиметра,
показавшихся мне очень большими.
- Возникают ли в нём волнения гнева или же нет? – продолжал Просветленный, как ни в чем не бывало.
- Он свободен от гнева, Татхагата! – я был в грязи уже по пояс.
- Возникают ли в нём помыслы злобы или он свободен от зла?
- Он свободен от зла, о Татхагата!
- Омрачён ли его дух плотью или он чист?
- Он чист, Татхагата! – прохрипел я, проваливаясь все глубже.
- Но брахманы, Васеттха, глубоко погруженные в познание Трёх Вед, обладают ли они жёнами и богатствами или нет? –неумолимо пропел Просветленный.
- Обладают, Татхагата! – простонал я прямо ему в колени, поскольку был в топи уже по грудь.
- Возникает ли гнев в их сердце или нет?
- Возникает, Татхагата!
- Возникает ли злоба в их сердце или же нет?
- Она возникает, Татхагата!
- Они чисты?
- Они не чисты, Татхагата!
- Свободно ли их волнение?
- Не свободно, Татхагата! – ответил я задрав подбородок, поскольку все мое тело было поглощено топью по самую шею.

Просветленный покивал головой с самым довольным видом, потом повернулся и не спеша пошел прочь. Ярость, мгновенная и слепая, взметнулась во мне клокочущим смерчем и в то же мгновение я словно пробка выскочил из грязи на поверхность болота и мигом догнал Просветленного.

- Но как же так, о Татхагата? – вопросил я весь дрожа от возмущения, — Как же так, почему вы оставили меня в трясине, почему не помогли выбраться?
- А зачем? – ласково ответствовал Просветленный, — Ты и сам прекрасно справился со своей проблемой. Или ты по-прежнему пребываешь в трясине?

Я молча переминался с ноги на ногу и соображал.
Кажется что-то начало проясняться. Неужели… Неужели Просветленный с самого начала…
- Как ты думаешь, Васеттха, далеко ли отсюда до Капилавасту? – спросил тем временем Просветленной с улыбкой.
- Думаю, что недалеко, о Татхагата! – ответил я.
- Ну так проводи меня, Васеттха, — сказал Просветленный и с уст его прямо к моим ногам упал цветок лотоса…

Тут с моего лица упала прямо на пол книжечка Клайва Эррикера и от образовавшегося стука я проснулся. По-прежнему трудился Samsung MM-T6, негромко звенел и стучал гамелан, за окном начинал падать мелкий снег и образовывалось что-то похожее на вьюгу.

Я наклонился с дивана за книгой и замер…
Рядом с книгой Эррикера лежала маленькая метафора моего сна – бледно-розовый неземной красоты цветок лотоса…

Комментариев нет:

Отправить комментарий